SEVENCO.RU





Основное меню






Собор Николаевского монастыря

Собор Николаевского монастыря.

Церкви украшали город, оживляли его архитектуру, к сожалению, часть из них безвозвратно потеряна. Так, например, исчез Иоанно-Предтеченский собор, который был построен в XVII в.

Это был главный собор Николаевского женского монастыря. Монастырь находился в пределах современного сквера К. Иванова, между Введенским собором и Свято-Троицким монастырем. Первое упоминание о Николаевском женском монастыре относится к Смутному времени и связано со ссылкой в него дворянки Марии Шестовой. Это была бабушка будущего основателя царской династии Романовых, которую доставили под конвоем в наш город и насильственно постригли в монахини под именем Мария. В монастыре она умерла и была похоронена. Считается, что Николаевский женский монастырь был основан после третьей черемисской войны (1581-1585), когда происходила активная русская колонизация территории бывшего Казанского ханства. В литературе утверждается, что Троицкий, Николаевский монастыри и Введенский собор соединялись подземным ходом. Неслучайно, что до нынешнего времени сохранились следы какой-то подземной коммуникации, которая ведет от места Николаевского собора к Волге. В 1880-е гг. ансамбль колокольни Иоанно-Предтеченского собора составляли 12 колоколов. Для сравнения, в Свято-Троицком монастыре было 11 колоколов, во Введенском соборе - 10. Постепенно хозяйство монастыря пришло в упадок. В конце XIX в. Чебоксарская Николаевская обитель была упразднена, а монахини переведены в Свияжский Иоанно-Предтеченский девичий монастырь.

Собор Николаевского монастыря город Чебоксары

Вглядываясь в бюст К. Иванова и ухоженный одноименный сквер, невольно уверуешь в магию места. Возможно, неслучайно духовная сила земли бывшего монастыря нашла отражение в увековечении памяти чувашского поэта - К. Иванова, автора поэмы «Нарспи». Бюст К.В. Иванова был создан в 1952 г. Скульптор - И.А. Кудрявцев, архитектор - В.И. Ступин. Композиция выполнена из бронзы и гранита.

О развитии дореволюционных Чебоксар последовательно и детально написал В.Д. Димитриев, к трудам которого следует обратиться для знакомства с историей города. Хочу лишь подчеркнуть, что история дореволюционных Чебоксар богата событиями, интересными образами и легендами. И это неслучайно, ведь город был уездным с 1708 г. по 1920 г. Он располагал всеми атрибутами административного центра. Интересно, что в 1880-х гг. штатная полицейская команда Чебоксар состояла из девяти человек, а жандармский пункт города состоял из двух человек. Город имел репутацию благополучного, спокойного и законопослушного центра Чебоксарского уезда. Возможно, это связано с уровнем образования. Среди городов Казанской губернии Чебоксары выделялись сравнительно высоким уровнем грамотности - 48,8% горожан были грамотными. К 1913 г. в городе проживало 5673 человека, из них: 4650 - мещан, 510 - крестьян, 22 - купцов, 39 - дворян, 236 - отпускных и отставных нижних чинов, 130 - духовенств и др. Основой экономики города была торговля.

Собор Николаевского монастыря город Чебоксары

В 1912 г. в Чебоксарах действовало 33 торговых заведения с оборотом 259 тыс. рублей. Для сравнения, в городе работало 5 небольших заводов, а также 9 мелких промышленных заведений, их общий объем производства составлял лишь 25 тыс. рублей. В основном торговали хлебом, хорошую прибыль приносила торговля пивом. В начале XX в. в городе открылась первая гостиница. Это были меблированные комнаты для приезжих, а основал гостиницу мещанин из Мариинского Посада И.А. Антонов.

ЦИКовский дом предназначался для партийной верхушки, строительство велось быстро. Однако пожить в нем тем, для кого это все предназначалось, не удалось. Высшим органом власти в Чувашии по новой Конституции стал Верховный Совет, а ЦИК упразднили. В Чебоксарском музее сохранился телефонный справочник 1937-1938 гг., где страницы с номерами и фамилиями жильцов замазаны черными чернилами, в годы массовых репрессий людей «вычеркивали из жизни». Но все же дом долгое время оставался местом жительства городской элиты. Несколько мемориальных табличек напоминают прохожему о бывших жильцах. В одной из квартир когда-то жил и трудился чувашский писатель Алексей Талвир. А по соседству проживал Петр Осипов - актер, режиссер, писатель и министр здравоохранения республики. Это в его честь первую поликлинику, которая находится недалеко от этого дома, до сих пор называют «Осиповской».

Собор Николаевского монастыря город Чебоксары

До настоящего времени сохранилась церковь Михаила Архангела (1702) - один из лучших православных памятников города. Она расположена на западном косогоре, между Введенским собором и Свято-Троицким монастырем, перед сквером К. Иванова. Церковь представляет собой пятиглавый двухстолпный храм, состоящий из центрального четверика, увенчанного карнизом из одного ряда поребрика, городков и поясом кокошников. С востока примыкает трехчастная апсида. Привлекают внимание наличники окон, с северной стороны они имеют килевидную форму, а с запада и юга запершение наличников выполнено в форме гребешков. В советское время церковь была закрыта, здание использовалось под книгохранилище. В 1993 г. церковь возвратили Чебоксарскому епархиальному училищу.

Собор Николаевского монастыря город Чебоксары

Особый шарм улице К. Иванова придает особняк купца Федора Ефремова, выполненный в стиле модерн. Нежное отношение горожан к дому отразилось в словосочетании: «Дом, построенный на любви». Он был построен в 1911 г. младшим сыном известного и уважаемого в городе купца Прокофия Ефремова. Особняк является памятником архитектуры федерального значения. После революции в нем размещались Совет Народных Комиссаров и ЦИК Чувашской АССР. Ведь в 1920 г. город стал столицей Чувашской автономной области. Позднее здесь располагалась Республиканская библиотека им. М. Горького, а с 1976 г. - Чувашский государственный художественный музей. В начале XX в. особняк был самым заметным и ярким сооружением. Хозяин особняка заасфальтировал тротуар возле дома с вкраплениями цветного мрамора. Асфальтовое покрытие оказалось настолько прочным, что служило даже в послевоенные годы XX в. Младший сын Прокофия Ефремова торговлей почти не занимался, но вел общественную работу, был хорошо образован, путешествовал, интересовался нововведениями. Согласно преданиям, он был влюблен в красавицу (певицу или танцовщицу), привезенную им с юга страны. Возможно, по причине того, что родственники не одобрили его выбор, отношения с семьей у него не сложились. Поэтому свой особняк Федор Ефремов построил на Соборной улице, вдали от гнезда Ефремовых. Фасады здания прорезаны разнообразными по величине окнами полу циркулярных и прямоугольных очертаний. Пластика фасадов обогащена выступающими в виде ризалитов частями и примыкающими объемами. Парапет с коваными элементами и художественно оформленными аттиками (один из них с флюгером) завершает объем здания. В современных интерьерах особняка сохранилась лепнина, плафонная живопись, паркет, декоративное чугунное литье главной лестницы 11 кафельные камины.

Собор Николаевского монастыря город Чебоксары

В коллекции музея находятся произведения европейских живописцев, французская классическая скульптура, древнерусские иконы XVI-XIX вв.

В залах музея выставлены живописные полотна, гравюры и скульптуры русских мастеров академической школы А. Кившенко, И. Торопова, С. Бакаловича, И. Вельца, П. Клодта, Ф. Толстого и художников-передвижников: И. Крамского, И. Левитана, В. Поленова, А. Куинджи, И. Репина, братьев Маковских, В. Сурикова и других. Большой интерес представляет графика русских художников конца XIX - начала XX вв.: В. Серова, К. Коровина, 3. Серебряковой, К. Петрова-Водкина, М. Врубеля, Б. Кустодиева и произведения выдающихся мастеров светской живописи: Ф. Рокотова, В. Боровиковского, И. Айвазовского, В. Тропинина. В каминном зале музея можно полюбоваться не только уникальными элементами старинного купеческого интерьера, но и прекрасной коллекцией картин Н. Фешина и П. Бенькова.

Собор Николаевского монастыря город Чебоксары